admin on 8th Сентябрь 2009

Шар-зонд поднимается на высоту не более 40 км, а спутник не может долго летать ниже двухсоткилометровой отметки. Остается обширный и очень важный интервал высот, который можно изучать только с помощью ракет.
Станций ракетного зондирования атмосферы пока немного, всего несколько десятков. Не каждая страна может построить такую станцию. Это дорого и сложно в техническом отношении. В Гидрометеослужбе [...]

Читать далее... Станции, расположенные на суше

Погода отличная. Облака добрые и веселые… Такие бы условия каждый день. Но ведь кому-то надо «идти на грозу», познавать ее секреты. Безопасность полета миллионов других людей требует от горстки этих ежедневного мужества. Впрочем, ни один из них так не считает. Просто работа. Работа и все тут!
…Вчера были на Кавказе, сегодня нам предстоит работать в Арктике. [...]

Читать далее... Полет над акваторией Северного Ледовитого океана

admin on 8th Сентябрь 2009

Справа от меня на стенде потихоньку раскачиваются на амор­тизаторах два больших электронных потенциометра. Их самопис­цы выписывают причудливые красные кривые. А хозяева приборов не спеша щелкают выключателями, записывают показания пада­ющей, отраженной и суммарной радиации в свои бортжурналы.
…Где-то под нами Тбилиси. Города не видно, потому что мы летим над морем облаков. Я смотрю на большую карту Советского [...]

Читать далее... Большие электронные потенциометры

Современная наука создала метеорологические ракеты и спут­ники Земли — средства исследования атмосферы неслыханной ранее эффективности. Тем не менее одним из важнейших источ­ников получения метеорологических данных служит сеть наземных метеостанций, важное место среди которых заняли и автомати­ческие станции.
Восемь раз в сутки синоптик-автомат будет передавать по радио подробные сведения, необходимые для составления про­гноза погоды. Наша станция будет [...]

Читать далее... Метеорологические ракеты и спут­ники Земли

admin on 8th Сентябрь 2009

Но, как говорится, нет худа без добра. Без комариного допинга мы вряд ли достигли бы удивительнейшей производи­тельности труда: через шесть суток станция была смонтирована, домик собран, сделали всю физическую работу, побили, что называется, все рекорды.
Первая в мире АТМС — автоматическая телеизмерительная метеостанция или АРМС, что в принципе одно и то же, была спроектирована и изготовлена [...]

Читать далее... Нет худа без добра

admin on 8th Сентябрь 2009

Сразу же принялись за дело. Разметили станцию, вбили колышки и вооружились ломами и лопатами, потому что прежде всего надо было выкопать 14 ям под анкерные винты и одну яму побольше под блоки с аппаратурой.
В нормальную почву анкер ввинчивается как штопор в пробку, но этот вариант не для Камчатки, где под слоем дерна сразу же натыкаешься [...]

Читать далее... Интересная экспедиция

Прилетели! Через четверть часа машина была разгружена. Вертолет сделал над поляной прощальный круг и устремился в просвет между сопками. Мы остались одни…
Тихо-тихо вокруг. Подавленные стерильной тишиной, присели на ящики с оборудованием. Метрах в десяти от нас сделал стойку суслик. Убедившись, что ему не собираются причинить зло, он удовлетворенно потер лапкой о лапку и засвистел. Мы [...]

Читать далее... Принялись осматривать свои владе­ния

admin on 8th Сентябрь 2009

А еще совсем недавно автоматизация и служба погоды счи­тались понятиями несовместимыми. Составление прогнозов никак не поддавалось автоматизации. Лишь гигантский скачок в раз­витии науки и техники позволил гидрометеорологам взяться за комплексную автоматизацию своей работы. Инициатором в этом деле выступил Советский Союз.
Что же такое автоматизация службы погоды? Это сложный комплекс.

Читать далее... Автоматизация и служба погоды

admin on 8th Сентябрь 2009

А каково приходится ученому, добровольно меняющему уют­ную городскую квартиру на качающуюся под ногами несколько месяцев подряд палубу научно-исследовательского судна, или отправляющемуся на год с лишним в совсем уж неуютные, насквозь продутые полярными ветрами высокие широты нашей планеты — в Арктику или Антарктиду, или работающему по 8—10 часов в сутки на борту летающих лабораторий, которые пилоты [...]

Читать далее... Небольшая свет­ло-коричневая лавина

admin on 8th Сентябрь 2009

Метеорологи осуществляют четыре категории экспедиций: мор­ские, полярные, сухопутные и воздушные… Ведь в атмосфере существует некая иерархия систем движения — от огромных, почти постоянно существующих воздушных рек, огибающих весь земной шар, до мельчайших локальных вихрей, непосредственно влияющих на жизненно важные процессы, как, например, перенос воды с земной поверхности в воздух и обратно в виде дождя и [...]

Читать далее... Клубок, у которого нет конца